В сентябре 1533 г. в Портовенере Екатерина Медичи села на корабль, который должен был отвезти ее во Францию, чтобы отпраздновать се союз с Генрихом II. Она везла с собой не только ручную кладь: помимо чемоданов с одеждой и ларцов с драгоценностями новоиспеченная королева взяла с собой настоящую кладовую.
В ее царственной свите были поварята, один виночерпий, булочники, кондитеры и несколько превосходных кулинаров. Недоверие Екатерины к французской кухне основывалось на том, что в начале XVI в. кулинария на берегах Сены была, действительно, не слишком хороша. Французский двор того времени отличался склонностью к изобилию, сохранившейся от Средних веков. Любой прием пищи осуществлялся с соблюдением определенных правил, поскольку должен был отражать богатство хозяев дома. Экзотические и дорогостоящие продукты ценились гораздо выше, чем свежие местные. Приготовление блюд проходило много этапов, один сложнее другого, а искусство добавления специй перерождалось в оргию! После еды гости обычно приступали к одной игре, очень забавлявшей их. Они восстанавливали перечень ингредиентов, использованных для приготовления блюд, которые они только что отведали! Казалось, будто Франция была не способна воспринимать новые веяния, появившиеся после того, как Маэстро Мартино перевел великое творение De honesta voluptate et valetudine («Об истинных удовольствиях и благополучии»), посвященное кулинарии и искусству сервировки, созданное итальянцем Бартоломео, известным под именем Платина (Platina). К сожалению, этот весьма полезный трактат, в котором он пытался осветить правила изысканной кухни, так и остался для нее пустым звуком. Выход на политическую и кулинарную арену Екатерины вызвал настоящий дворцовый переворот. Ее брак, ловко организованный папой Клементием VII, оставил без работы французских поваров. Поскольку Екатерина любила поесть и была тонким гурманом, то запретила подавать одновременно сладкие, кислые, острые и соленые блюда. Она приказала подносить их к столу так, чтобы они хорошо сочетались между собой.
Буйство кушаний перестало считаться порядком вещей. Бесформенные банкеты уступили место продуманной церемонии. К столу подавали самые тонкие блюда; за ним царила изысканность и велись светские беседы. Грубо выполненные кубки были заменены изящными венецианскими стаканами. Из Фаенцы приказали доставить фаянс – глиняную посуду, покрытую глазурью. Именно Екатерина привила во Франции обычай пользоваться вилкой. Впрочем, Екатерина на этом не остановилась. Она взялась и за основные продукты питания – оливковое масло и фасоль. А еще дала толчок к развитию таких местных блюд, как цесарка с каштанами, фрикассе, тушеное мясо, паштеты, щербеты. Кроме того, усовершенствовала перегонку ликера по рецепту монастыря делле Мюрате. Екатерина ввела в моду шпинат по-флорентийски и стала заказывать артишоки для своего супруга. Также мы обязаны ей тем, что во Франции начали разводить виноград сорта Треббьяно.
Согласно другим источникам, она дала возможность итальянцам познакомиться с виноградом Каберне. Проще говоря, в Париже считалось хорошим тоном обедать в «стиле королевы Екатерины». Даже несколько веков спустя ее помнили и почитали за то, что она внесла во французскую кулинарию. Любимый повар Наполеона и Талейрана, великий Аитуан Карем (1784-1833), не уставал повторять, что знаменитые «колпаки» (повара) должны обучиться искусству итальянских кулинаров Екатерины Медичи, прежде чем браться за французскую кухню.
Если вам для театрализованный постановки необходимы исторические костюмы, рекомендую обратиться сюда – :kostyumy-istoricheskie-bgg1042205. Фабрика уже на протяжении многих лет занимается изготовлением костюмов разных периодов истории.
Санти ди Тито (1536-1603), Портрет Екатерины Медичи 1585-1586, масло на досках (дереве), 142×118 см, Галерея Уффици, Флоренция