В невесомости борщ не сваришь и яичницу не поджаришь. Кстати, и не только в космосе. На большой высоте в кабинах самолетов давление опускается до 405 мм рт. ст., и летчикам приходится надевать кислородные маски, которые не только снять нельзя, но и даже просто сдвинуть в сторону. Как пообедать в таких условиях?
Для летчиков (как и для космонавтов) еду упаковывают в алюминиевые тубы, и едят они через трубку, один конец которой привинчивают к тубе, а другой вводят в клапан для приема пиши в кислородной маске. Ну хорошо, у летчиков полет исчисляется часами. А вот космонавтам приходится работать в необычных условиях не часы, а сутки, недели, месяцы. Вес корабля строго рассчитан, поэтому вся еда должна быть сбалансирована наилучшим образом, вкусна и питательна.
Еду для космонавтов и летчиков сначала готовят так же, как хозяйка на кухне: продукты моют, чистят, режут, бланшируют, пассеруют. Потом надо блюдо измельчить, тщательно перемешать и добавить гидрофильные загустители, чтобы суп или второе были нужной консистенции. Космический обед такой же, как и на Земле: закуска, первое, второе, десерт.
Для невесомости закусочные блюда делают с высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот. Овощи хорошо впитывают при жарении масло, поэтому растительного масла можно добавить больше, чем обычно, например, в икру кабачковую — на 6,6%, в баклажанную — на 2,3%.
Первые и вторые блюда должны содержать необходимый набор жиров. Самые подходящие — сливочное и топленое масло: в носике тубы они не образуют плотную жирную пленку после стерилизации, да и вкус у таких консервов приятнее. Но пословица, которая хороша на Земле,— «кашу маслом не испортишь» — в космосе не годится. Если масла положить чересчур, в носике тубы скапливаются комочки, поэтому в первые блюда масла добавляют 5— 7,5%, во вторые — 4—8%. Сливочное масло кладут и в пюре из творога и фруктов — для придания нужной консистенции.
Даже когда блюдо готово — питательное, хорошо сбалансированное, его надо измельчить. Раньше всю еду гомогенизировали, но она быстро надоедала, не так уж приятно все время глотать, не жуя. Значит, надо измельчить суп или второе так, чтобы они беспрепятственно проходили через носик тубы, но жевать их все-таки было можно. Стали еду измельчать на части от 2 до 4 мм. Но тут встала новая задача: от твердой фазы отделялась вода, блюдо становилось неоднородным. И в консервы стали добавлять гидрофильные загустители, стабилизаторы влаги: муку, манную крупу, желатин, тогда при смешивании компонентов получалась более или менее однородная масса.
Что только не делают с продуктами для космонавтов! Варят, жарят, измельчают, смешивают, а вот вкус и запах у еды точно такой же, как у приготовленной в лучших ресторанах. Пищевая и биологическая ценность продуктов определяется комплексом биологически активных веществ, в частности, аминокислотами, полиненасыщенными жирными кислотами, минеральными веществами.
Исследования показали, что почти в каждом первом или втором космическом блюде насчитывается 17 аминокислот и 9 жирных кислот. А вот икра любительская, которая приготовлена на растительном масле, может служить источником полиненасыщенной, линолевой кислоты. Достаточно съесть содержимое одной тубы, и суточная потребность организма в такой кислоте удовлетворена.
При изготовлении блюд специалисты следят и за содержанием минеральных веществ, например, в твороге с фруктовым пюре сочетание кальция и фосфора обеспечивает легкое усвоение кальция. Исследования консервов показали, что одна еда богаче аминокислотами, другая — жирными кислотами, третья — минеральными веществами. Все это следует учитывать при составлении космического меню.